Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Пленарные заседания Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Профильный комитет Госдумы поддержал проект об отдельных апелляционных и кассационных судах

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству на заседании во вторник, 13 февраля, рекомендовал принять в первом чтении проект федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», внесенный Верховным Судом РФ.

Как сообщил Председатель комитета Павел Крашенинников, проектом предлагается создание обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Предлагается внести изменения в Федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», которыми определяются полномочия, порядок образования и деятельности создаваемых кассационных и апелляционных судов, выделенных в отдельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд РФ - по определенным категориям дел.

«Вынесенное решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда», - напомнил Крашенинников.

Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. «В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же субъекте РФ, и тем более в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит сделать суды более независимыми, вывести их из-под регионального влияния и коррупционных рисков», - пояснил глава думского комитета.

Предлагается создать пять отдельных надрегиональных апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

В законопроекте содержатся предложения о размещении вновь создаваемых судов в определённых городах. Однако, как отметил Павел Крашенинников, этот вопрос должен прорабатываться ко второму чтению законопроекта с учетом экономической и судебной активности, транспортной составляющей и уровня преступности по регионам. Также должно приниматься во внимание наличие в этих городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, поскольку представляется целесообразным не располагать в одних и тех же городах несколько судов.

«Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, законопроектом предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», - отметил Крашенинников.

В соответствии с законопроектом, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

«Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться, в том числе, за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена. После передачи этими судами полномочий по рассмотрению дел в кассационном и апелляционном порядке часть судей и сотрудников аппарата могут быть переведены в новые суды. При этом ожидается, что часть должностей в областных судах будет сокращена, поэтому в законопроекте содержатся предложения по выплате выходных пособий тем сотрудникам, которые не войдут в новые структуры», - сообщил парламентарий.

Законопроект предусматривает и другие расходы, которые потребуются из федерального бюджета для создания обособленных кассационных и апелляционных судов. В том числе, на оборудование рабочих мест и залов судебных заседаний, на переезд сотрудников и их семей в создаваемые суды и т.д. «В этой связи, при подготовке законопроекта ко второму чтению нужно дополнить его переходные положения. Кроме того, потребуются корректировки процессуального законодательства. А также необходимо предусмотреть переходные положения с учетом механизма передачи компетенций по рассмотрению соответствующих дел во вновь создаваемые суды. Все это займет немало времени между первым и вторым чтением», - сказал Крашенинников.

Стоит отметить, что предлагаемые изменения продолжают судебную реформу, которая проводится в нашей стране с 90-х годов. Разделение судебных инстанций – апелляционной и кассационной, и выделение в отдельные надрегиональные суды – это очень важные, системные изменения, которые потребуют не один год на реализацию. Подобную реформу мы уже проводили в арбитражной системе, и она дала положительный эффект.

«В целом принятие законопроекта позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние региональных связей. Но плоды этих изменений проявятся не сразу, а по прошествии 5-10 лет», - заявил Крашенинников.


главное

Сергей Неверов: 23 февраля – это праздник всех, кто честно и преданно служит России

Заместитель Председателя Государственной Думы, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поздравил защитников Отечества с праздником.

Андрей Исаев: На региональной неделе мы посоветуемся с людьми по целому ряду важных законов

Речь идет о таких инициативах, как облегчение процедуры погашения задолженности по заработной плате перед работниками обанкротившихся предприятий, поправках, избавляющих граждан от доказывания отсутствия долгов при получении субсидии на оплату ЖКХ, такая же норма устанавливается для льготных категорий по уплате взносов на капремонт.

Продление дачной амнистии избавит граждан от лишней бюрократии

Госдума рассмотрит законопроект, который разрешит гражданам оформлять в нынешнем упрощённом порядке свои права на принадлежащие им объекты индивидуального жилищного строительства ещё два года.

архив