Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Пленарные заседания Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Светлана Журова: Закон «Об основах приграничного сотрудничества» впервые определяет права и обязанности органов МСУ в этой области

Светлана Журова: Закон «Об основах приграничного сотрудничества» впервые определяет права и обязанности органов МСУ в этой области
Вопросы законодательного регулирования приграничного сотрудничества имеют особое значение для Российской Федерации. У России самая протяженная в мире государственная граница. Больше половины субъектов Российской Федерации занимают приграничное положение и в той или иной мере сотрудничают с сопредельными районами 18 государств. Все это создаёт уникальные условия для развития приграничного сотрудничества, однако действующее нормативно-правовое регулирований этой сферы не давало возможности в полной мере реализовать имеющийся потенциал связей с приграничными государствами, заявила Первый заместитель Председателя комитета ГД по международным делам Светлана Журова.

Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества», который Госдума приняла в пятницу, 14 июля, был принят Государственной Думой в первом чтении 30 июня 2010 года, «однако его доработка ко второму чтению заняла достаточно длительный период времени», заметила она.

«Это во многом было обусловлено тем, что в законопроекте помимо определения задач и принципов приграничного сотрудничества, основных направлений взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества с соответствующими субъектами сопредельных государств, шла речь о разграничении полномочий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества», - отметила парламентарий.

В результате документ был доработан с учетом поправок Правительства Российской Федерации, депутатов, а также предложений приграничных субъектов РФ, представленных в ходе состоявшихся парламентских слушаний на тему «Законодательное регулирование приграничного сотрудничества в Российской Федерации: состояние и перспективы развития».

По словам Журовой, закон позволит Российской Федерации выполнить международно-правовые обязательства, взятые при присоединении к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, Дополнительному протоколу, Протоколу № 2 к ней, а также к Протоколу № 3, касающемуся европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС).

«Федеральный закон важен и нужен для приграничного сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Достаточно отметить, что российско-казахстанская граница имеет протяженность более 7000 км. Приграничные отношения в рамках СНГ предполагают более тесное сотрудничество как минимум по двум основаниям: во-первых, границы между республиками в СССР были всего лишь административными, поэтому приграничные районы взаимозависимы друг от друга. Это справедливо и для транспортных коммуникаций, и для экономических связей, и для культурно-гуманитарных отношений. Да и население приграничных областей во многом носит один и тот же этнический характер. Во-вторых, особый характер приграничным отношениям России и стран СНГ придают безвизовый режим, зона свободной торговли, культурно-языковая общность», - подчеркнула Журова.

Закон включает в орбиту законодательного регулирования такие новые для российской правовой системы понятия, как «территории приграничного сотрудничества», «международная программа приграничного сотрудничества», «проект международной программы приграничного сотрудничества». Также документ определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества (в настоящее время таким органом является Министерство экономического развития РФ), полномочия органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований.

«Здесь важно отметить, что решение таких вопросов на законодательном уровне должно способствовать обеспечению максимальной бесконфликтности деятельности субъектов приграничного сотрудничества в столь чувствительной сфере общественных отношений», - заметила парламентарий.

Кроме того, в Федеральном законе «Об основах приграничного сотрудничества» усовершенствован механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на региональном уровне путем учета органами государственной власти субъектов Российской Федерации интересов приграничных муниципальных образований.

«Приграничное сотрудничество является достаточно сложным с правовых позиций явлением, находящимся на стыке вопросов международного права, конституционного права и права муниципального, - подчеркнула Журова. – Поэтому наиболее значимыми с правовой точки зрения являются положения федерального закона, в соответствии с которыми к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по заключению соглашений о приграничном сотрудничестве с органами местного самоуправления сопредельных государств».

Особенно важным для депутатов при работе над данным законопроектом было узнать мнение субъектов Российской Федерации как непосредственных участников приграничного сотрудничества, указала Журова.

«Многие из поступивших замечаний по законопроекту, в том числе из Законодательных собраний Краснодарского края, Забайкальского края, Республики Карелия, Курской областной думы, Народного Хурала Республики Бурятия, Совета Министров Республики Крым, Правительств Хабаровского края, Брянской и Омской областей, администраций Смоленской области и Ленинградской областей и других, были учтены», - рассказала она.

Таким образом документ создал механизм регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях, а также впервые определяет права и обязанности органов местного самоуправления в этой области, заметила Первый зампред профильного комитета.

«При этом многие его положения носят рамочный характер, что потребует дополнительного уточнения, - указала Журова. – С учетом этого представляется целесообразным обратить внимание приграничных субъектов Российской Федерации на необходимость принятия соответствующих правовых актов, направленных на его реализацию. Это, в первую очередь касается разработки приграничными субъектами Российской Федерации порядка согласования соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых органами местного самоуправления приграничных муниципальных образований с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств, регистрации таких соглашений, а также определение порядка формирования перечней соглашений о приграничном сотрудничестве, заключенных органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и приграничными муниципальными образованиями».

Журова добавила, что этому посвящена статья 13 «Заключительные положения», в соответствии с которой устанавливается трехмесячный период со дня вступления в силу Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества», в течение которого приграничные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым Федеральным законом.


главное

Петр Толстой: Время задать вопрос, что каждый молодой человек может сделать для страны

Представители всех регионов, всех политических партий, студенческого сообщества, журналисты, блогеры – всего более 400 молодых людей – вместе с депутатами Госдумы в формате Молодежного форума, который пройдет в Государственной Думе, будут искать решения актуальных проблем.

Андрей Макаров: Бюджет обеспечивает экономический рост и повышение качества жизни людей

В бюджете следующей «трехлетки» удалось сбалансировать задачи по развитию экономики, социальной защиты людей, развитию гражданского общества и укреплению обороноспособности страны, отметил Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Павел Крашенинников: Госдума завершает рассмотрение пакета законопроектов о «черных списках» авиадебоширов

Депутатам предстоит рассмотреть в третьем, окончательном чтении три законопроекта - поправки в Воздушный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях и в Гражданский кодекс.

архив