Баталина: Принятые законопроекты направлены на решение задачи по повышению эффективности местного самоуправления, укреплению его финансовой базы

Государственная Дума приняла поправки в Налоговый кодекс и федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

«Принятые законопроекты направлены на решение задачи, поставленной Президентом России Владимиром Путиным, по повышению эффективности местного самоуправления, укреплению его финансовой базы.

Поправки в Налоговый кодекс существенно расширяют налогооблагаемую базу по земельному налогу, который полностью поступает в муниципальные бюджеты. Почти 70% земельного фонда страны отнесено сегодня к федеральной собственности, и эти земли в соответствии с Налоговым кодексом практически не облагаются земельным налогом. Освобождение от налогообложения подавляющей части федеральных земель не может способствовать их эффективному использованию, с одной стороны, а с другой – лишает муниципалитеты значимого источника доходов. Теперь с 2013 года с земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд, будет уплачиваться земельный налог по ставке, не превышающей 0,3% их кадастровой стоимости. Речь идет об огромных территориях. В том числе это и земли Минобороны, на которых расположены учебные полигоны, военные городки. По предварительным оценкам, благодаря этому законопроекту местные бюджеты получат более 3 млрд. рублей», — заявила заместитель председателя комитета по федеративному устройства и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Ольга Баталина.

Кроме того, были приняты важные поправки в базовый для местной власти 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В чем их суть? Нередко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда решение принималось региональной властью, а финансовая нагрузка, вызванная этим решением, падала на плечи муниципалитетов. Например, на уровне субъекта РФ устанавливались тарифы на теплоснабжение населения, а компенсация межтарифной разницы решениями судов взыскивалась с муниципалитетов. В итоге органам местного самоуправления приходилось еще «туже затягивать пояса» и пересматривать свои и так скудные бюджеты, перераспределяя средства, ранее запланированные на решение социальных проблем. Поправки в 131-ФЗ изменяют ситуацию и запрещают возлагать на муниципальные образования обязанность финансировать такие расходы.

Подводя итог, Ольга Баталина отметила, что «муниципальная власть в России — один из важнейших уровней власти, потому что это власть шаговой доступности».

«Эту тему подробно затронул Президент России Владимир Путин в своей статье «Демократия и качество государства». Он заявил, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество». Действительно, чем эффективней местная власть, чем больше у нее самостоятельности в принятии решений, чем больше финансовых возможностей для качественного выполнения возложенных на нее полномочий, тем выше доверие ко всей системе власти в РФ. Очень важно, чтобы местная власть оправдывала ожидания людей. Для этого она должна быть дееспособна и финансово обеспечена», — заключила Ольга Баталина.